Форум » *Литера М* » Мода холмсоэпохи (продолжение) » Ответить

Мода холмсоэпохи (продолжение)

Silver Skipper: Где-то 1,5 года назад в Риге проходила выставка А. Васильева "Мода викторианской эпохи". Можно было фотографировать все экспонаты. Довелось трижды побывать на этой выставке. Пересмотрела фильм и вновь вспомнила некоторые наряды. В моём небольшом архиве сохранились и фотографии экспонатов, и фотографии пояснительных табличек. Названия аксессуаров, тканей, сведения о происхождении нарядов очень любопытны. Время от времени буду размещать здесь материал на эту тему. Было бы здорово ещё найти интересные сведения о названиях некоторых деталей нарядов, о модных мелочах той эпохи.

Ответов - 21, стр: 1 2 All

Silver Skipper: Маленькая зарисовка про женские зеркальца и прочие важные безделушки. Во времена молодости миссис Хадсон были очень популярны зеркальца, разные флаконы и коробочки в стиле Императрицы Евгении. На фотографии мы видим портмоне, футляр для кольца из французской эмали, два флакона духов, кулон, коробку для румян, зеркало венецианской мозаики, сумочку из венецианского бисера, коробку из-под тонального крема. Все эти мелочи были сделаны во Франции и Италии. Датируются 1850-1860-ыми годами. И ещё на фото мы видим иллюстрацию из журнала мод "Le Moniteur de la Mode". Справка: Стиль Императрицы Евгении - по-другому ВТОРОЙ АМПИР, ИЛИ СТИЛЬ ВТОРОЙ ИМПЕРИИ. Один из главных неостилей, открывающих период эклектики в европейском искусстве второй половины XIX в. Он отличался пышностью и декоративностью; в нем соединялись элементы позднего Итальянского Возрождения и Барокко, Рококо и Ампира. Грандиозность, нарочитая роскошь, даже помпезность отличали этот стиль. Возрождение старых "монархических" стилей в аристократических домах стало правилом. В архитектуре очень часто могучая колоннада соседствовала с обилием декоративной скульптуры, полихромного орнамента и причудливой формы куполом. В интерьерах Гарнье ( один из законодателей данного стиля) использовал мрамор разноцветных пород, золоченую бронзу, зеркала, мозаику, живопись, ковры, сияющие люстры. Одним из символов "стиля Второй Империи" стала знаменитая статуя Свободы, модель которой была выполнена французским скульптором Ф.-О. Бартольди в 1878г. В 1886г., отлитая из нержавеющей стали, она была подарена правительством Франции городу Нью-Йорку. А вот так выглядел дамский несессер в "Иллюстрированных лондонских новостях" за 1851 год. Иллюстрация из книги Кати Коути Кэрри Гринберг "Женщины викторианской Англии: от идеала до порока". В этой же книге мы находим подробное описание того, что должно было находиться на туалетном столике дамы: - шкатулка с благовониями; —  коробок спичек; —  бутылка с ароматической уксусной кислотой или с нюхательными солями; —  швейный набор с ножницами; —  подушечка для иголок и булавок; —  клейкий пластырь (в былые времена придворные дамы вырезали из черного шелка мушки и клеили их на лицо, но в XIX веке пластырем, т.  е. кусочками бежевого шелка, промазанными рыбьим клеем, заклеивали царапины); —  розовая вода; —  экстракт лаванды или другие духи (к примеру, легкий и свежий аромат вербены годился для носовых платков); —  мыло «Ризес» с добавлением орехового масла; —  зубной порошок в коробочке и зубные щетки; —  бумага для папильоток; —  масло или помада для волос, расчески, щетки и пр.; —  баночка крема для лица; —  бальзам для губ. В 70-ые и 80-ые годы 19 века дамские зеркальца, подставки для косметики, флаконы для духов стали делать более утончёнными. Часто в оформлении должен был присутствовать намёк на экзотику: бронзовые детали в виде листьев пальмы, раковины, завитки, лепестки и стебли тропических растений. Вот пример оформления флакона. Фото с выставки А. Васильева Такое оформления становилось всё более утончённым и позднее приобрело формы стиля модерн. В нашем фильме тоже в одном из кадров самой первой серии появляется изысканное зеркальце вместе с подставкой для косметики. Такой небольшой женский гарнитур на туалетном столике у кровати Элен Стоунер.

Рени Алдер: Silver Skipper Спасибо Я просто хотела сказать, что чем дальше в лес - тем теснее архетипы. В том смысле, что слово "мама" на многих языках звучит похоже. Но это - не принципиально к данной теме, скорее просто реплика по ходу. А вообще - очень интересная, глубокая и познавательная тема, особенно для тех, кому интересна тема вещей. ...Уж пардон за многотемье

Silver Skipper: Рени Алдер , я о Вас не забыла. Расследование "Балтийский след в гардеробе Элен Стоунер" продолжается. Кстати, сегодня беру с собой на работу распечатанные скриншоты. Хочу посоветоваться со знающим человеком, который обещал мне принести интересную брошюру о балтийских знаках. В ближайшее время расскажу обо всём подробнее.


Silver Skipper: Про шаль Элен Стоунер можно целую докторскую диссертацию написать. Теперь я не сомневаюсь в том, что шаль явно латвийского происхождения. И дело не в отдельно взятых знаках вышивки, дело в их своеобразном и только для Латвии свойственном сочетании. Очень интересная тема. Удивительные и мельчайшие детали могут рассказать нам очень многое. Они отсылают нас к латышскому фольклору. Мне очень помогла вот эта монография. Необходимо отсканировать несколько иллюстраций, привести несколько цитат из книги. Я сделаю это завтра. Как же всё это относится к нашей теме? Шаль появилась совсем не случайно. Наверняка она находилась где-то на киностудии, среди костюмов конца 19 начала 20 веков. Все эти национальные этнографические орнаменты, знаки в одежде были приметой особого направления той поры - национального романтизма. Это особое латышское национальное ответвление северного модерна. Эпоха как раз подходящая, а вот национальные мотивы этой шали никак не вяжутся с гардеробом английской леди. Все подробности, иллюстрации и скриншоты завтра...

Silver Skipper: Сначала несколько слов о содержании монографии: Монография представляет собой историко-этнографическое исследование латышского народного орнамента как особого языка культуры.В ней решаются задачи систематизации латышского орнаментального материала и составления «этимологического словаря» знаков-символов,«синтаксического» анализа латышских орнаментальных текстов и семиотического анализа контекста орнамента в латышской культуре. Вернусь к шали. Кроме звезды, Аусеклиса, на шали Элен Стоунер есть ещё знак Лаймы. Этот знак называют по-другому "ёлочкой". Это типичный балтийский знак, даже можно сказать типичный латышский знак. Есть ёлочки и в вышивках других народов, но в таком простом, лаконичном виде они встречаются только в латышских орнаментах. И только в латышских орнаментах эти "ёлочки" являются частью дерева. Они являются своеобразным продолжением ветвей вышитого дерева (об этом знаке вышивки чуть позже). Это своеобразные "ёлочки"-ответвления. Давайте убедимся, что на шали Элен Стоунер есть такие "ёлочки"-ответвления. Вот на этом скриншоте можно рассмотреть ближе этот знак вышивки. А теперь об особой символике этого знака. Цитата: Знак «елочки» всегда оставался у латышей одним из наиболее частотных. Как и зигзаг, он редко играет самостоятельную, но очень часто — вспомогательную роль, нередко заполняет пространство между основными знаками. Встречается в технике саржевого переплетения, в полосах вышивок, в тканых поясах Видземе и Латгале, в тканых и плетеных подвязках Курземе... ...встречаются «елочкообразные» ажурные узоры на праздничных белых чулках, перчатках, шалях. «Елочка» очень часто используется в украшении предметов убранства дома, изображается на женских рабочих предметах (прялках) Есть ещё одно название этого знака в вышивке - "метёлочка Лаймы". Этим знаком украшалась женская одежда, часто одежда молодой девушки. Считалось, что этот знак поможет ей стать счастливой. Общепринята трактовка ели и сосны как символа вечнозеленой природы, неумирающей жизни. Соотнесение орнаментального знака «елочки» и культа ели, сосны, безусловно, не исчерпывает всех значений этого знака, но в латышском неофольклоризме эта трактовка твердо укрепилась. Ель и сосна занимают очень значимое место в латышских обрядах жизненного цикла, в особенности на свадьбе и похоронах. Кроме того, культ деревьев, в частности сосны, с приношением дереву жертв, почитанием его и гаданием по нему, сохранился в Латвии до начала XX в., а фрагментарно встречается и по сей день... Ель постоянно присутствует в латышских свадебных обрядах. Срубленную украшенную ель прикрепляют посреди двора в усадьбе жениха или на коньке крыши; она является как бы символом невесты. Skujiņa - это "ёлочка". Весь образ невесты связан со знаком хвои: Skuju, skūju mans pūriņš, skūju manas villainītes, / Es tautām atbildēju, skūjienā stāvēdama. — «Хвойное, хвойное мое приданое, хвойные мои виллайне (по-другому шаль), / Я отвечала жениху, стоя в хвое». Без этого знака "ёлочки" одежду девушки, которая готовится к свадьбе, вообще трудно представить. Я не думаю, что так глубоко был продуман костюм Элен Стоунер. Хотя возможно эта шаль как-то была связана с обликом невесты, девушки на выданье. Но даже если это совпадение, то совпадение примечательное. Продолжение следует...

Алек-Morse: Ёлки-палки, и правда!

Феклиста: Очень интересно, спасибо! Ваше исследование похоже на продолжение истории за рамками Фильма.

Ashka: Silver Skipper пишет: Хотя возможно эта шаль как-то была связана с обликом невесты, девушки на выданье. Может, мистер Армитедж побывал в Риге и привёз оттуда подарок своей невесте?

Silver Skipper: Продолжу. Вот ещё один скриншот, на котором мы можем увидеть почти всю композицию вышивки. Видно, что все элементы составляют целостную картинку. И перед нами предстаёт стилизованный знак дерева. Не только в Латвии вышивают такой символ. Но дело опять в сочетании знаков. Вся композиция состоит из двух главных частей: звезды Аусеклиса (Сириус) и дерева (Austras koks). Причём Аусеклис олицетворяет мужское начало, ночь, жениха. А дерево - это солярный символ в латышском фольклоре. Дерево олицетворяет день, солнце, женщину, невесту. По сути дела все составляющие элементы древа - это пожелание девушке. Каждый знак работает как своеобразный оберег. И если две этих основных части (Аусеклис и древо) встречаются в одной картине, то перед нами открывается самый важный и очень значимый для латышского фольклора сюжет о свадьбе месяца и солнца или (в других вариантах) Аусеклиса и солнца. В латышских дайнах (коротких латышских песенках) очень часто поётся именно об этой мистической свадьбе. Аусеклис (звезда) схематично обозначается так: Аустрас кокс (Дерево) так: Вот на этом скриншоте мы лучше видим знак Аусеклиса:

Silver Skipper: Ashka пишет: Может, мистер Армитедж побывал в Риге и привёз оттуда подарок своей невесте? Как знать, как знать. Но нам точно известно, что с 1901 по 1912 год в Риге был мэр шотландского происхождения Георг Армистед (Армитедж). Я уже как-то писала об этом в теме "География". В Риге даже памятник ему есть. Но это просто наши фантазии на тему. Есть ещё два знака типично латышских в рисунке шали. Но об этом расскажу подробнее в том случае, если кто-то очень заинтересуется. У меня практически нет никаких сомнений, что шаль из Латвии. И ещё нам не следует забывать о первоначальной и основной профессии самой актрисы, Марии Соломиной. Окончила Текстильный институт в Ленинграде, художник-модельер. Некоторое время работала в Театре оперетты. После было два спектакля в Малом. Работает в Доме моделей, а также редактором отдела в «Журнале мод». В последние планы входила работа арт-директором одного из московских бутиков. Вполне возможно актриса сама себе подбирала костюм, тем более что к этому моменту у неё уже был опыт работы костюмером. И шаль с явными элементами национального романтизма (пусть даже латышского), и все остальные детали костюма Элен Стоунер соответствуют холмсоэпохе.

Рени Алдер: Silver Skipper Да, Ваше исследование уже в самом деле тянет на диссертацию Кстати, на Ваших скриншотах рассмотрела хорошо шаль - и уже ничуть не сомневаюсь, что она не украинского происхождения. Интересный рассказ; особенно в плане сравнительной этнографии и культурологии. Наталкивает на размышления. Жаль, что не смогу проверить некоторые свои мысли по этому поводу, но в любом случае было интересно их думать. Спасибо

Ashka: Рени Алдер пишет: Ваше исследование уже в самом деле тянет на диссертацию Буквально с языка сняли!

Михаил Гуревич: Silver Skipper пишет: Но об этом расскажу подробнее в том случае, если кто-то очень заинтересуется. Конечно! Интересуемся! Мне нравится, как идёт "Дело о шали"

Alexander Orlov: А про одежду Холмса что писал АКД? А то в ПШХДВ что в 1881 году, что в 1914 году - Холмс все в том же плаще, все в той же двухкозырке...

ChokDok: Уважаемая Silver Skipper! Вы великолепно (мягко говоря) разбираетесь в моде той эпохи, поэтому позволю задать вопрос, быть может не совсем по теме. Скажите, а в чем ходили дома леди и джентльмены? Как-то не представляю ШХиДВ в тапочках или шлепках. Слышал, что были какие-то домашние туфли, но что они представляли собой? Или, вытерев от лондонской грязи элегантные уличные туфли, Холмс разваливался в них в кресле, а потом шел в них же в спальню? Благодарю за ответ.

maut: Прочитал в ВК сегодня: Здравствуйте, любимые подписчики! Вы нас спрашивали - мы отвечаем. Сегодня вас ожидает разбор костюма Шерлока Холмса в исполнении Ливанова из "Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона". При кажущемся разнообразии осенне-зимний гардероб нашего героя на самом деле не так уж богат. Основу его составляет добротная твидовая тройка - брюки с высокой талией, однобортный жилет с лацканами и однобортный же пиджак. В холодную осеннюю и зимнюю пору Холмс надевает коричневое пальто-ольстер из толстой теплой шерсти. Его основные особенности: прямой крой, не стесняющий движений, хлястик на шее, которым можно застегнуть поднятый воротник для защиты от холода и ветра. И, разумеется, узнаваемая издали пелерина. Наряду с трубкой и шапкой это пальто стало "визитной карточкой" персонажа. Иногда Холмсу приходится активно действовать на холоде в далеких от цивилизации условий. От промозглой сырости Гримпенских болот его спасал очень толстый свитер с высоким горлом, поддетый под пиджак. А верхнюю одежду в таких случаях заменяла пелерина-кейп с отложным воротником. Дополняют гардероб две пары обуви. Чаще всего детектив предпочитал оксфорды или балморалы, но для прогулки по швейцарским горам выбрал специальные горные ботинки с толстыми шерстяными носками. Самую умную голову Британии в этот момент согревал один из двух головных уборов. Классическая кепка-восьмиклинка с отложными наушниками и ставшая символом детектива "шапка охотника на оленей" с двумя козырьками. Итак, мы видим перед собой классический по форме и очень рациональный по наполнению мужской зимний базовый гардероб - все красиво, неброско, качественно, на любой случай жизни, но ничего лишнего. Это прекрасно вписывается в образ спокойного, рассудительного и готового ко всему невозмутимого джентльмена, который создал Ливанов http://vk.com/wall-77633817_863

Pinguin: Там было много новых слов. (с) Пальто-ольстер, пелерина-кейп, оксфорды, балморалы, кепка-восьмиклинка...

Алек-Morse: Этот небольшой разбор меня согрел так же, как толстый свитер, надетый под пиджак.

Рени Алдер: maut пишет: Основу его составляет добротная твидовая тройка... Мне что-то сразу вспомнилась Фатеева, ведущая модный показ

safomin25: Pinguin пишет: Там было много новых слов. (с) ... оксфорды, ... кепка-восьмиклинка... http://images.ua.prom.st/326425399_w640_h640_screenshot_1.jpg Ботинки-"оксфорды" (современная модификация, сохранившая характерные накладки на носке, пятке, вокруг отверстий для шнурка и под ними.) "Кепка-восьмиклинка" - классическая кепка, верх которой собран из восьми кусков материала, скроенного в виде секторов



полная версия страницы