Форум » Холмсовсячина » О переводах и переводящих (бумагу) (продолжение) » Ответить

О переводах и переводящих (бумагу) (продолжение)

maut: ПРошу прощения, если тема уже была. Честно не нашел. Да и не припоминаю что-то. Предлагаю обсуждать здесь разные переводы Артура нашего Конан Дойла, в первую голову, естессно ШХ. Вот например, только что совершенно неожиданно получил подарок - небольшой сборник произведений АКД с иллюстрациями Л. Козлова. Помимо прочего в сборник входит Этюд в багровых тонах в новом переводе(хотя возмодно я просто с ним не сталкивался) И. Дорониной. Только начал читать.Вначале о плюсах - более-менее грамотно переведены бытовые детали вроде альбертианской цепочки для часов и ольстера. Сделаны отличные(на мой взгляд ) примечания. Теперь о плохом. Господа присяжные заседатели, я не знаю что это, но почему-то злосчастный щенок бульдога умудрился перкочевать и в этот перевод. Идем далее. Корабельный табак(он же, если не ошибаюсь шег). превратился (слабонервным не читать!) в матросскую махорку. Еще приколола фраза Ватсона по поводу тайны, окружающей Холмса: "Это очень пикантно". Еще прикол: Холмс говорит Ватсону перед приходом старухи: "Сюжет(!) сгущается" Подобного разбросано очень много по тексту. Я пока лишь бегло поглядел, это то что бросилось в глазаа. Да, и еще. Может не ляп, но забавно. Фраза Холмса о чердаке: "мозг представляет собой изначально маленькую пустую мансарду... дурак тащит туда всякую деревяшку, какая встретится ему на пути". Не знаю почему, но с этой фразы я долго смеялся - представил себе как Холмс впихивает себе в мозг деревяшки В общем поека вроде все. Комментарии и добавления приветствуются.

Ответов - 86, стр: 1 2 3 4 5 All

Pinguin: У меня где-то было старое Евангелие, набранное таким же шрифтом. Нам в холодной землянке тепло С корешом у буржуйки сидеть...

maut: Алек-Morse насчет зрелищ я подумаю. На выходных попробую сделать еще сканов.

Алек-Morse: Бум с нетерпением ждать. "Меня зовут Хольмс, Черлок Хольмс. Можно просто - Черроки..."

Лоттик Баскервилей: а я благодаря своему знанию истории преступлений подтасовываю их в надлежащем порядке. Шерлок Холмс глядел в камин, где догорали улики, не вяжущиеся с его версией преступления...

Михаил Гуревич: Это не про холмсоперевод, даже не про дойлеперевод - но всё равно показательно. Посмотрел вручение "Оскаров" - оба раза. Ночью, когда прямая трансляция, переводят вживую, а к вечернему эфиру по идее должны бы подготовиться, "причесать" всё. Одну из номинаций вручает актёр Кристиан Бэйл. Представляя которого, ведущий перечисляет его фильмы: "Тёмная ночь", "Американский психопат"... Да не "Тёмная ночь", а "Тёмный рыцарь", недавний фильм о Бэтмене! На слух "night" и "knight" звучат одинаково - но можно же было за сутки фильмографию участников посмотреть! Хотя в оптимальном варианте люди, занимающиеся "оскаровской" церемонией, и так должны подобные вещи знать. А то "Тёмная ночь"... Это Бэйл, а не Бернес!

Pinguin: Если звучат одинаково - то какая разница? Это вроде "speckled band".

Михаил Гуревич: Pinguin пишет: Это вроде "speckled band". Я тоже это вспомнил Но в данном случае есть ещё и написание названия фильма про Бэйла-Бэтмена Так что двух мнений быть не может

LaBishop: Из июльского Discovery: ""Весьма распространённая причина ошибок связана с так называемыми "ложными друзьями переводчика" - словами, которые выглядят похоже на русские слова, но имеют при этом другое значение. К примеру, compositor - вовсе не "композитор", а "типографский наборщик". Композитор по английски пишется composer. Но переводчиков настолько сбивает схожесть с русским словом, что они без колебаний, даже не думая заглянуть в словарь, превращают наборщика в композитора. Эта ошибка в свое время появилась в переводе рассказов о Шерлоке Холмсе, напечатанном издательством "Красная газета". Сыщик, увидев человека с испачканными типографской краской руками, тут же приходит к умозаключению, что перед ним - композитор!"

safomin25: Я в свое время проблемы перевода решил очень просто - написал все от себя (под псевдонимом) в том числе и то, что это неизвестные рукописи Конан Дойля. И это, если вдуматься - была чистая правда. О них ведь, действительно, ничего не известно, даже то, существуют ли они на самом деле или нет.

Михаил Гуревич: LaBishop пишет: Эта ошибка в свое время появилась в переводе рассказов о Шерлоке Холмсе, напечатанном издательством "Красная газета". Сыщик, увидев человека с испачканными типографской краской руками, тут же приходит к умозаключению, что перед ним - композитор!" А что за рассказ? И когда сие печаталось?

LaBishop: Михаил Гуревич пишет: А что за рассказ? И когда сие печаталось? Рассказ, к моему стыду, навскидку не назову. А про газету посмотрел - выпускалась ещё до войны, так что найти раритетный номер с этим рассказом шансов мало.

maut: LaBishop пишет: . А про газету посмотрел - выпускалась ещё до войны, так что найти раритетный номер с этим рассказом шансов мало. Да ладно вам, у них много печаталось, найти не сложно. У меня от них Изгнанники в двух томах. А вот и тот сборник - http://www.acdoyle.ru/sherlock_holmes/sh_holmes_coll/voshh-kras_gaz1928.html Он у них вроде один. А рассказ про наборщика - установить не сложно. Хотя мне сразу не вспоминается. Возможно, как всегда какая-то путаница.

Михаил Гуревич: maut пишет: А вот и тот сборник Переводы названий радуют

Рени Алдер: LaBishop пишет:Из июльского Discovery Это не из июльского "Дискавери", это из Корнея Чуковского. К.И.Чуковский "Высокое искусство", 1964 г. Цитата: Переводчики часто попадают впросак из-за того, что им остаются неведомы самые элементарные идиомы и прихоти чужого языка. Следовало бы составлять особые словари таких языковых причуд. В этих словарях было бы указано, что «tall hat» отнюдь не «шляпа с высокой тульей», а цилиндр, что «evening dress» – не вечерний туалет, а фрак, что «fair girl» не столько красавица, сколько блондинка, что «traveller» часто коммивояжер, а не путник, что «minister» чаще всего не министр, а священник и что «genial» отнюдь не гениальный. В книге Ч. Ветринского «Герцен» на странице 269 приведена цитата из лондонского журнала «Critic» за 1855 год: «Высшие достоинства Герцена – его гениальный дух». Конечно, это вздор. Читателю не следует думать, что англичане уже в 1855 году догадались о гениальности Герцена. В подлиннике, должно быть, сказано: «genial spirits», то есть открытая душа, сердечность, приветливость. Ветринский, не зная идиомы, превратил сдержанный комплимент в восторженную похвалу. Впрочем, я знаю перевод, где «оспа» («small-pox») оказалась «маленьким сифилисом». Если собрать те ошибки, которые попались мне в течение месяца при чтении английских книг, переведенных на русский язык, получится приблизительно такая таблица: Broad axe – не «широкий топор», но плотничий топор. Red herring – не «красная селедка», но копченая. Dago – не «дагомеец», но итальянец, живущий в Америке. В устах американца – «итальяшка». Sealing-wax – не «восковая печать», но сургуч. Night – не только «ночь», но и вечер, и это чаще всего. China – не только «Китай», но и фарфор. Highwayman – не столько «высокий путник», сколько разбойник. Old George – не столько «старый Джордж», сколько дьявол. Tower of Babel – не «башня Бабеля», а Вавилонская башня. В одном переводе романа Голсуорси читаем: «О, башня Бабеля! – вскричала она». Compositor – не «композитор», но типографский наборщик. В приключениях Шерлока Холмса, изданных «Красной газетой», знаменитый сыщик, увидев у кого-то выпачканные типографскою краскою руки, сразу догадывается, что этот человек… композитор!

Михаил Гуревич: Была вчера вечером по "Культуре" передача Михаила Левитина из цикла "И другие..." - про Риту Райт-Ковалёву, которая кучу хороших книг перевела. Практически холмсопередача. Поскольку Левитин рассказывал, как ходил на встречу к Воннегуту (тоже "клиент" Райт) вместе с Кимом и Дашкевичем. И музыка Дашкевича к передаче. А ещё Левитин рассказывал, как хотел поставить телеспектакль по Нилу Саймону (опять же перевод Райт) с Пляттом и Мартинсоном - но Мартинсона не утвердили, так как сказали, что он текст не запоминает. И не сыграл Мартинсон главной роли...

Pinguin: Михаил Гуревич пишет: но Мартинсона не утвердили, так как сказали, что он текст не запоминает МИФ про него то же самое говорил.

safomin25: Михаил Гуревич пишет: Мартинсона не утвердили, так как сказали, что он текст не запоминает. В его возрасте это, в общем-то было не удивительно. Хотя Глузский запоминал, причем большие куски. Мартинсону в его последнем фильме "И смех, и слезы, и любовь..." писали реплики на больших листах бумаги и поднимали их рядом с камерой. Баталов, говорят, тоже не может уже текста запомнить, а прочитать не может, потому что плохо видит.

Михаил Гуревич: safomin25 пишет: Баталов, говорят, тоже не может уже текста запомнить, а прочитать не может, потому что плохо видит. Баталов, дай ему бог здоровья, вообще редко снимается - всегда. И, коли уж почтит какой проект своим участием, тос его репликами разберутся. Технологии помогут. Депардьё куда моложе - а тоже давно по бумажке всё читает. Он не учит текст из принципа. Священное чудовище? Вот и танцуйте вокруг меня

Алек-Morse: Михаил Гуревич пишет: Депардьё куда моложе - а тоже давно по бумажке всё читает. Он не учит текст из принципа. Так, наверное, он не успевает разобраться в каком фильме снимается: он же чемпион по числу фильмов.

Михаил Гуревич: Алек-Morse пишет: он же чемпион по числу фильмов. Наш Армен Борисович чемпион

safomin25: Михаил Гуревич пишет: Наш Армен Борисович чемпион А вот и нет. Из ныне здравствующих - наш Юрий Владимирович Назаров (сведения из сводной таблицы журнала "Искуство кино") - главные роли, эпизоды и роли второго плана.

Ashka: Михаил Гуревич пишет: Наш Армен Борисович чемпион Помню, у Гафта была эпиграмма: "Гораздо меньше на Земле армян, Чем фильмов, где сыграл Джигарханян". safomin25 пишет: Из ныне здравствующих - наш Юрий Владимирович Назаров А вот это неожиданно.

maut: У Джигарханяна более 250 киноработ, у Назарова - более 200. (Данные из википедии). Хотя возможно. уже и обогнал - википедия - тот еще ресурс.

Михаил Гуревич: Когда-то и холмсоактёр Куравлёв был лидером - учитывая роли в "Фитилях". Назаров собирался на пенсию уходить - ну, вроде всё равно снимается? Джигарханян-то точно сейчас снимается больше. Они, кстати, все ровесники.

Alexander Orlov: Во "Втором пятне" Лестрейд говорит: "Ваше счастье, приятель, что ничего не пропало, а то вам пришлось бы худо." В оригинале это звучит так: "It's lucky for you, my man, that nothing is missing, or you would find yourself in Queer Street." ("... а то бы вы попали на Queer Street") На Queer Street находились суды по делам о банкротствах. Но юмор в том, что queer - это то же самое, что гораздо более популярное сейчас слово gay.

Alexander Orlov: Вспомнилось по поводу розысков нашего первого и последнего киноВатсона. "Ну, а вы в чем можете покаяться? Пока мы еще не поселились вместе, хорошо бы узнать друг о друге самое худшее. Меня рассмешил этот взаимный допрос. - У меня есть щенок-бульдог, - сказал я, - и я не выношу никакого шума, потому что у меня расстроены нервы." "What have you to confess now? It's just as well for two fellows to know the worst of one another before they begin to live together." I laughed at this cross-examination. "I keep a bull pup," I said, "and I object to rows because my nerves are shaken." Сейчас как раз на HOUNDS-L обсуждается, что такое bull pup: 1) щенок бульдога, 2) вспыльчивый характер или 3) револьвер определенной системы? Дискуссию в темах о переводах и о странностях читал. Статью, которую советует Светозар Чернов - http://www.nashvillescholars.net/pdfiles/2003/PDsept03.htm - найти уже не могу, нашел только упоминания о ней. Тут и носители языка до сих пор спорят. Так как сразу же за этим упоминаются нервы, думаю, что речь идет о характере.

Alexander Orlov: Одна вечно возбужденная дама из Старого Оскола пишет на форуме kino-teatr.ru: "А Вы произведения о Шерлоке Холмсе на английском языке читали или бездарную убогую переводику на русском?! А то получается два совершенно разных характера :))))))))))))))) В одном рассказе выкинули два абзаца, ДВА! В рассказе "Скандал в Богемии" - Вы помните о кольце Короля в виде змеи, что он дарил Холмсу (между прочим, мотив змеи и в названии адреса и имени виллы Ирен) - можете не вспоминать в русском переводе его нет! :)), равно как и сатуратора и "чемоданчика для поднятия духа". Тоже самое можно сказать и о характере - например, то, что Шерлок называет Ирен "прелестницей", приводя этим в бешенство Короля или "изысканным лакомством под шляпкой" в разговоре с Уотсоном, что характеризует его отношение к женщинам, как знатока в этой области :)) еt cetera ... еt cetera :)) - я могу продолжать бесконечно по всем рассказам и повестям о Шерлоке ;)) И это не проблема языка, а проблема КАЧЕСТВА перевода! :))"

Palmer: Alexander Orlov пишет: а проблема КАЧЕСТВА перевода! Эта проблема есть везде сейчас. Рыночные отношения, переводчики часто не вникают в суть книги, а тупо нацелены быстро перевести и получить гонорар, особенно всякие "фрилансеры". Для качественного перевода важно, чтобы переводчик сам был увлечен литературой, которую он переводит. Даже неправильное слово в предложении может поменять смысл или просто впечатление от описания чего-либо/кого-либо. Если бы того же Холмса переводил холмсонавт, плюс знаток истории викторианской Англии, все было бы максимально близко к оригиналу. Может даже чуть живее самого оригинала.

Рени Алдер: Palmer пишет: Если бы того же Холмса переводил холмсонавт, плюс знаток истории викторианской Англии, все было бы максимально близко к оригиналу. Вы не поверите, но "максимальная близость к оригиналу" - отнюдь не главное необходимое качество хорошего перевода Так что помимо холмсанутости и историчности не помешают и талант с умением :)

Alexander Orlov: http://akula-dolly.livejournal.com/326646.html ПЕСТРАЯ БАНДА Разсказъ А. КОНЭНЪ ДОЙЛЯ с английскаго .... ...Для меня не было высшего наслаждения, как присутствовать во время приемов Гольмса и наблюдать с восхищением, как быстро, умно и проницательно он разрешал темные проблемы запутанных и таинственных дел. Я быстро оделся и через несколько секунд вместе с моим другом спустился в гостиную. Лэди, одетая в черном и закрытая густым вуалем, сидела у окна гостиной. При нашем входе она встала. — Доброго утра, мадам! — весело приветствовал ее Гольмс. — Меня зовут Шерлок Гольмс. А это мой близкий друг и товарищ — доктор Уатсон. Можете говорить при нем совершенно свободно. А! отлично! М-рисс Гудсон позаботилась затопить камин. Пожалуйста придвиньтесь ближе к огню, и я прикажу подать вам горячего кофе, потому что вы дрожите, как в лихорадке. — Я дрожу не от холода, — тихо промолвила лэди и пересела ближе к огню. ........ Нашему взору предстало необычайное зрелище. На столе стоял потайной фонарь и яркая полоса света падала из него прямо на несгораемый шкаф, дверца которого была отворена настежь. За этим столом на деревянном стуле сидел доктор Гримсби Ройллот, одетый в серый халат, из-под которого торчали его голые ноги в красных турецких туфлях. На коленях у него лежала короткая палка с плетью на конце, которую мы заметили днем, при осмотре. Его подбородок был приподнят, и ужасный застывший взор его глаз был прикован к потолку. На лбу у него была странная, желтая с темными пятнами повязка, которая туго обвивала его голову. Когда мы вошли, он не сделал никакого движения, не издал ни звука. — Банда! Пестрая банда! — выразительно прошептал Голмс. Я сделал шаг вперед. В то же мгновение странная повязка на голове доктора начала шевелиться, и среди волос показалась вздутая шея и приплюснутая голова отвратительной змеи. — Это болотная эхидна! — вскричал Гольмс... Из комментариев: "У меня есть "Красным по белому" ("Этюд в багровых тонах"), издания начала 20 века. Там, что интересно, даже денежные эквиваленты переведены по курсу рубля. Т.е. фраза, например, "он получал содержания 30 фунтов стерлингов в год" переведено как "он получал жалованье 65 рублей в год". )) ... У меня, кстати, не Гольмс, а Хольмс. Видимо, каждый изголялся как мог."

Элейн: Alexander Orlov, "болотная эхидна" повеселила больше всего.

Алек-Morse: Alexander Orlov пишет: ПЕСТРАЯ БАНДА Знатная такая банда Элейн пишет: "болотная эхидна" повеселила больше всего Характер у неё такой, эхидный.

Alexander Orlov: Ехидна скорее похожа на собаку, чем на змею. А болотная - значит, с болот Дартмура. Целиком перевод - на http://az.lib.ru/d/dojlx_a_k/text_1892_the_spotted_band.shtml Первое произведение о Шерлоке Холмсе, переведенное на русский язык. Источник: 1893 -- ж. "Звезда" (СПб.: П. П. Сойкин) NoNo 50(12.12), с.994-997, No 51(19.12), с.1014-1019, No 52(26.12), с.1037-1039 Без указания переводчика. Аннотация: The Spotted Band

maut: Alexander Orlov пишет: Из комментариев: "У меня есть "Красным по белому" ("Этюд в багровых тонах"), издания начала 20 века. Там, что интересно, даже денежные эквиваленты переведены по курсу рубля. Т.е. фраза, например, "он получал содержания 30 фунтов стерлингов в год" переведено как "он получал жалованье 65 рублей в год". )) ... У меня, кстати, не Гольмс, а Хольмс. Видимо, каждый изголялся как мог." Ага, есть такая буква. переводчик Облеухов. Но в моем издании не Хольмсъ а Холмсъ

Alexander Orlov: Теме про М. П. Волошинову, переводившую то, что было первым в России (и, скорее всего, в мире) многотомным собранием сочинений АКД, место здесь. Начало темы: http://221b.borda.ru/?1-15-0-00000098-000-10001-0#142 http://221b.borda.ru/?1-15-0-00000098-000-10001-0#143 Там данные по М. П. Волошиновой 1901 и 1912 гг. Еще найдены данные таких годов: 1895 http://www.litera-ru.ru/knigi/vp1895/pages/024_Peterburg1895.htm Волошинова Мар. Пав. Мясная [?] 3-54 1912 http://www.litera-ru.ru/knigi/vp1912/pages/087_Peterburg1912.htm Волошинова Мар. Пав. вд. сс. 5 Рождественск., 10 Волошинова Инна Ипп. дч. сс. Алексеевская, 18 Волошинов Виктор Иппол., кс. 5 Рождественск., 10, 2 муж. 4 кл. гор. уч.; Охт. общ. коммерч. уч. Теперь можно примерно понять года замужества и рождения детей. Но что с фамилией - Волошинова: девичья или по мужу - непонятно.

Alexander Orlov: О переводе "Долины страха" в недавнем шикарном издании Долины с Собакой ("Миллиорк"). ​Первоначальный перевод "Долины страха" был выполнен Инной Максимовной Бернштейн в 2006 году по заказу Георгия Пилиева. В 2008 году он был опубликован в ж-ле "Иностранная литература" (№ 1). Взяв за основу этот перевод, Пилиев произвёл контрольное редактирование, т.е. построчную сверку с оригиналом, что вылилось в работу в течение примерно года, в результате которой появился, в общем-то, новый перевод. Тем не менее, в книге указаны два переводчика: И. Бернштейн и Г. Пилиев. Литературное редактирование сделано Пилиевым. Было бы интересно, если бы кто-то взялся сравнить два текста: журнального (ИЛ) и "финского" издания.

Рени Алдер: "О грустном" Хорошая статья о переводах от человека, который "в теме". Кстати, замечательно объясняет, что такое "плохой перевод". Почитать этого Гарднера, что ли...

maut: Если человек считает КистяМура хорошим переводом то его мнение меня не волнует. Вот ни на полмиллиметра. А за наезды на советскую школу переводчиков вообще надо к стенке ставить. Из чисто гуманных соображений - чтоб не занимали чужое место, неучи. У нас была лучшая школа перевода. Не без недостатков - но объективно лучшая. Да, в мире. И гениальные Дарузес, Маршак, Заходер, Чуковский, Нора Галь, Галина Усова, Щепкина-Куперник, Давид Самойлов, Пастернак в конце концов и еще и еще. Это только первое что всплыло. И ничего лучше с тех пор не стало. Зато народились умники, которым важнее какого рода Багира, чем реально хороший перевод. И смеют называть себя переводчиками. Тьфу. К сожалению мы падаем в пропасть, и долго будем еще потешаться над ляпами "переводчиков", которые мнят о себе.

Рени Алдер: maut пишет: А за наезды на советскую школу переводчиков Он не наезжал на советскую школу переводчиков. Он наехал на одну конкретную переводчицу - вернее, даже не так: на один конкретный перевод одной конкретной переводчицы. Или Вы всерьёз считаете, что принадлежность к Советской Школе Перевода (равно как и к любой другой школе) автоматически делает человека гениальным и неприкасаемым? :) примечание: я ровным счётом ничего не знаю об этой книге и об этом переводе; может быть, автор и ошибается. А может быть, и нет. Дело-то не в этом. Мне в статье понравилось убедительное - на пальцах - доказательство того, что рынком хорошие переводы вовсе и отнюдь не востребованы. А то всё "люди поймут и отвернутся", "продаж не будет", "издательства прогорят" и прочая прекраснодушная чушь. И второе, что мне понравилось, так это развенчание мифа, что "хороший перевод" = "точный перевод". На самом деле, точность для хорошего перевода условие необходимое, но отнюдь не достаточное. Перевод может быть абсолютно точным - и при этом абсолютно ужасным. maut пишет: Если человек считает КистяМура хорошим переводом Эммм... Кистямура - это что-то по поводу Толки(е)на? Я тут не в теме, но отголоски властелинских холиваров ухом ловила :))

Сирано: Рени Алдер пишет: Кистямура - это что-то по поводу Толки(е)на? Именно так, сударыня. Кистяковский-Муравьев. Прославились почти полной русификацией имен и топонимов в эпопее Профессора.

Сирано: maut пишет: Заходер Заходер более пересказчик, чем переводчик. Это не снижает ценности его трудов. Но вот "Алису" Кэрролла я предпочту читать в Демуровском переводе. У Заходера он несколько примитивен, на мой взгляд. А ещё, читал жалобы переводчиков, что Борис Владимирович в своем переводе "Мэри Поппинс" смешал разные книги Трэверс и ни одну полностью не перевел, так что следующие за ним в полной растерянности - переводить только недостающие куски книг или переводить всё полностью, заменяя имена второстепенных персонажей. Но Винни-Пух, конечно, ТОЛЬКО Заходеровский!

Оксо Витни: Сирано пишет: Прославились почти полной русификацией Это ведь у них "орёл оплывом" снижение совершал, я припоминаю. И перлы такого рода?

maut: Сирано пишет: А ещё, читал жалобы переводчиков, что Борис Владимирович в своем переводе "Мэри Поппинс" смешал разные книги Трэверс и ни одну полностью не перевел, так что следующие за ним в полной растерянности - переводить только недостающие куски книг или переводить всё полностью, заменяя имена второстепенных персонажей. Да есть такая буква. Сирано пишет: Но вот "Алису" Кэрролла я предпочту читать в Демуровском переводе. У Заходера он несколько примитивен, на мой взгляд. Полностью согласен. Сирано пишет: Но Винни-Пух, конечно, ТОЛЬКО Заходеровский! Тоже полностью согласен

Сирано: Оксо Витни пишет: перлы такого рода Я навскидку помню такое: Брэндизайки, Кролы, Торбинсы (усадьба у которых Торба-на-Круче)... Не Хоббитон, а крольчатник какой-то :) Хотя стихи, на мой взгляд, у Муравьева достаточно неплохо переведены.

Рени Алдер: Сирано пишет: Прославились почти полной русификацией имен и топонимов Да-да, это вполне в духе Советской Школы Перевода Русский читатель не знал, что такое парижская Конкорд и как выглядит площадь Этуаль. Куда понятней площадь Согласия, и очень ясно, воочию представляешь себе, как лучами расходятся улицы от площади Звезды. Тому, кто не знает английского, не понять, почему человек считает Мейплдерхем красивым названием: для русского уха это ничуть не музыкально, с непривычки не выговорить. Совсем иначе воспринималось бы, если перевести главное – Maple – и назвать имение Клены (или Кленовое, Кленовая роща). // Нора Галь. "Слово живое и мёртвое" По-моему, очень логично, не?

Рени Алдер: Оксо Витни пишет: "орёл оплывом" Красивый образ. Динамичный, и с алитерацией-ассонансом. Я, кстати, тоже давно думала о том, насколько похожи процессы «летать» и «плавать». И "оплывающий воск" тоже вспоминается. И то, и другое вызывает в памяти плавность, тишину, мягкость. Но, небось, отсебятина? интересно, что на этом месте у Профессора было?

Сирано: Рени Алдер пишет: По-моему, очень логично Логично-то логично, только вот Толки(е)ном специально написаны "Указания для переводчиков", где указано что и как переводить нужно. Муравьев и Кистяковский эту книгу явно не читали. А вообще, не по себе становится, когда всю книгу прямо и косвенно указывается на родство хоббитов и зайцев-кроликов, а потом - у ворот Мордора Фродо и Сэм этих кроликов (родственников безгласных) за обе щеки уписывают, каннибалы..

Оксо Витни: Рени Алдер там всю книжку так читать приходится: будто тексты Димы Ревякина года с 1992.)))

Рени Алдер: Сирано пишет: А вообще, не по себе становится, когда всю книгу прямо и косвенно указывается на родство хоббитов и зайцев-кроликов, а потом - у ворот Мордора Фродо и Сэм этих кроликов (родственников безгласных) за обе щеки уписывают, каннибалы.. То есть человеку по фамилии Петухов низзя пробовать курятину?..

Лоттик Баскервилей: Сирано пишет: Хотя стихи, на мой взгляд, у Муравьева достаточно неплохо переведены. Лично мне больше нравится Гриншпун.

maut: Лоттик Баскервилей пишет: Лично мне больше нравится Гриншпун. И мне. Но стихи конечно не главная претензия к Муравьеву.

Сирано: Рени Алдер пишет: человеку по фамилии Петухов низзя пробовать курятину?.. Можно. Но петуху по имени Шантеклер нельзя попробовать индюшатину. Сударыня, Вы читаете, но вы не замечаете Я же говорил: Всю книгу прямо и косвенно указывается на родство хоббитов и зайцев-кроликов А в предисловии Муравьевым прямо указано, что хоббит это "склейка" Homo и Rabbit. Хотя у самого Толки(е)на я подтверждения этой версии не нашел

Рени Алдер: Сирано пишет: петуху по имени Шантеклер нельзя попробовать индюшатину в предисловии Муравьевым прямо указано, что хоббит это "склейка" Homo и Rabbit Хоббит это склейка человека с кроликом? или всё же слово "хоббит"? Замечательный Вы мой... Ах да, и по поводу (Сирано пишет): Всю книгу прямо и косвенно указывается на родство хоббитов и зайцев-кроликов Не могли бы Вы подтвердить этот тезис прямыми и косвенными цитатами из текста? А то не все с Вами согласны. Томас Шиппи, ученый-лингвист и биограф Толкиена, также обращает внимание на сходство хоббитов с кроликами. Ведь различные персонажи постоянно называют Бильбо то кроликом, то зайчиком, да и он сам сравнивает себя с этой зверушкой." отсюда Я повторяю свой вопрос: ура? должен ли человек, которого сексуально обидели на зоне, перестать есть курятину? P.S. А вот грамматическую ошибку, допущенную Вами в Вашей фразе, я, пожалуй, действительно предпочту не заметить.

Михаил Гуревич: Кстати - об "Алисе". Да, у Заходера - просто детская сказка. А у Демуровой - адекватное Кэрроллу академическое исследование. Но есть ещё Набоков. Он, хоть и не советский , а всё классно русифицировал - и получилась "Аня в Стране чудес". Само собой, здесь речь идёт не о реальных географических названиях, а о переложении всей истории на русскую почву.

Сирано: Михаил Гуревич пишет: "Аня в Стране чудес" Ну есть ещё "Соня в стране дива". Только не помню навскидку как там с русификацией.

maut: Сирано пишет: Соня в стране дива http://az.lib.ru/k/kerroll_l/text_1879_sonya_v_tzarstve_diva-oldorfo.shtml Кстати, Урнов считал что Кэрролл давал рекомендации переводчикам Сони во время путешествия в Россию

Сирано: http://www.liveinternet.ru/community/5039642/post292128811/ Скан Сони http://www.ytime.com.ua/ru/50/2811 рассказ о переводе. Если кому интересно, конечно

Alexander Orlov: Интересно! Я тоже кое-что нашел, но запоздал с репликой: в другой теме отвечал Гуревичу про национальные особенности кинокамер в связи с употреблением некоторых веществ некоторыми знакомыми. http://az.lib.ru/k/kerroll_l/text_1879_sonya_v_tzarstve_diva-oldorfo.shtml http://www.study.ru/support/lib/note280.html

Михаил Гуревич: Конечно, я знаю о первом переводе "Алисы". Я собираю все переводы - но этого у меня в бумажном виде нет. Хочется по старинке читать Потому говорил о Набокове.

Alexander Orlov: Михаил Гуревич пишет: Хочется по старинке читать "Экземпляр издания есть в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге." Этот вид психов тоже объединился: http://lewis-carroll.livejournal.com/

Михаил Гуревич: Alexander Orlov пишет: Этот вид психов тоже объединился Со всеми психами не объединишься!

Sam: maut пишет: И гениальные Дарузес, Маршак, Заходер, Чуковский, Нора Галь, Галина Усова, Щепкина-Куперник, Давид Самойлов, Пастернак в конце концов и еще и еще Как же про М.Лозинского-то забыли? Нехорошо.

Михаил Гуревич: А Райт-Ковалёва? Любимов? Гунст?

maut: Sam Михаил Гуревич Я не имел в виду исчерпывающий список. Всех не упомнишь.

Alexander Orlov: Неужели неизвестна фотография плодовитого холмсопереводчика Н. Д. Облеухова? Политический деятель, Союз Михаила Архангела все-таки... Странно...

Михаил Гуревич: maut пишет (в головном посте): Ещё приколола фраза Ватсона по поводу тайны, окружающей Холмса: "Это очень пикантно". Ещё прикол: Холмс говорит Ватсону перед приходом старухи: "Сюжет(!) сгущается" Я сейчас читаю "Детей капитана Гранта". Вот не читал ранее. Только смотрел. И музыку слушал. Но всегда был уверен, что это как раз для зимних каникул чтение. И вот - поехали. Идём в Магеллановом проливе. Конец девятой главы. Меня кое-что смутило - полез в Сеть, даже в оригинале Les Enfants du capitaine Grant поглядел. Понял, что был прав: убедился в ошибке. А потом ещё кое-что смутило. Вот с него начну. Между полуостровом Брансуик и островом Десоласьон пролив еще более суживается. Этот длинный остров распластался среди множества мелких островков, словно огромный кит, рухнувший на берег, усеянный валунами. Как не похожа эта столь искромсанная на куски граница Америки на вольные, четкие контуры Африки, Австралии и Индии! Какая космическая катастрофа так распылила этот огромный мыс, служащий водоразделом между двумя океанами? Вот про "космическое" - хоть автор вроде как и фантаст - тут не особо к месту, а? Это слово из другого времени. В оригинале - cataclysme inconnu. А теперь - первое. Чуть раньше. Яхта миновала устье бухты Сан-Николае, которую Бугенвиль назвал когда-то бухтой Французов. Вдали резвилось множество тюленей и, по-видимому, огромные киты, если судить по мощности выбрасываемых ими фонтанов воды, которые видны были на расстоянии четырех миль. Наконец "Дункан" обогнул мыс Фроуорд, еще покрытый последними снегами. На южном берегу пролива, на Огненной Земле, высилась на шесть футов гора Сармьенто - гигантское нагромождение скал, рассечённых грядой облаков, образующих как бы воздушный архипелаг. Вот где в этом абзаце ошибка? Подсказка Возможно, и не переводчик виноват.

Alexander Orlov: Переводчик виноват. Михаил Гуревич пишет: высилась на шесть футов гора В оригинале http://beq.ebooksgratuits.com/vents/Verne-Grant.pdf: Il passa à l’ouvert de la baie Saint-Nicolas, autrefois la baie des Français, ainsi nommée par Bougainville ; au loin, se jouaient des troupeaux de phoques et de baleines d’une grande taille, à en juger par leurs jets, qui étaient visibles à une distance de quatre milles. Enfin, il doubla le cap Froward, tout hérissé encore des dernières glaces de l’hiver. De l’autre côté du détroit, sur la Terre de Feu, s’élevait à six milles pieds le mont Sarmiento, énorme agrégation de roches séparées par des bandes de nuages, et qui formaient dans le ciel comme un archipel aérien.

Михаил Гуревич: Вы зацепились за неувязку в русском тексте - или сразу нашли оригинал и сличили?

Alexander Orlov: Сначал прочел русский, подумал, что может быть масса географических неправильностей, которых мне не одолеть, но все-таки прочел до конца, увидел про шесть футов, посмотрел подсказку, и решил проверить автора в оригинале.

Михаил Гуревич: Да, верно. Могли и в типографии сплоховать. Так и гуляет всюду ошибка. Шесть футов! Это же ниже роста Шерлока Холмса

Alexander Orlov: А что, во всех переводах эта ошибка? https://fantlab.ru/work7191 Жюль Верн Дети капитана Гранта Les Enfants du Capitaine Grant Роман, 1867 год Переводы на русский: М. Вовчок (Дети капитана Гранта) И. Петров (Дети капитана Гранта) А. Бекетова (Дети капитана Гранта) А. Бекетова, Н. Коган (Дети капитана Гранта) А. Бекетова, Н. Габинский (Дети капитана Гранта) Н. Прохорова (Дети капитана Гранта) Переводы на украинский: Т. Воронович (Діти капітана Гранта) И. Базилянская (Діти капітана Гранта) Перевод на белорусский: Гр. Кутыловский (Дзеці капітана Гранта)

Михаил Гуревич: Я про бекетовский. Проверим!

Alexander Orlov: Переношу из темы "Ужель та самая Диана?" По поводу изменений названий судов. Кое-где "Глория Скотт" переводится как "Слава Шотландии": А. Конан Дойль. Воспоминания о Шерлоке Холмсе, - Л.: Изд-во "Красная газета", 1928. Дойл А. К. Сочинения: рассказы, повести, роман. - М.: Книжная палата, 1999. Западные психи в недоумении: Интересная идея... Не помню, чтобы кто-нибудь, включая АКД, когда-либо обсуждал происхождение названия "Глория Скотт"... An interesting idea . . . I don't recall anyone, including Conan Doyle, ever discussing the origin of the name "Gloria Scott" . . .

Alexander Orlov: Про переводы. Не про Холмса. Но я не представляю ... http://afghanistan.ru/doc/81744.html Недавно жители Афганистана впервые получили возможность ознакомиться с творчеством русского писателя Венедикта Ерофеева (1938 – 1990) – в Кабуле вышла из печати самая известная его книга «Москва – Петушки». Знаменитую поэму в прозе перевёл на фарси Хазрат Вахриз, афганский писатель и поэт ... В недавнем интервью переводчик подчеркнул, что Ерофеев был одним из ведущих русских писателей-постмодернистов. Хазрат Вахриз надеется, что это литературное направление найдёт своих поклонников среди афганской аудитории.

Михаил Гуревич: Михаил Гуревич пишет: Я сейчас читаю "Детей капитана Гранта"... Меня кое-что смутило - полез в Сеть, даже в оригинале Les Enfants du capitaine Grant поглядел. Понял, что был прав: убедился в ошибке. А потом ещё кое-что смутило. Спустя год снова взялся за книгу. Я её дочитывал, когда с компьютером проблемы начались. Делал пометки - и вот дошли руки всё проверить. Да, нашёл и переводчика ляпы, и самого Жюля Верна Приятно!

Bimbashi: Сижу вот редактирую ранние рассказы АКД и... Вижу такую фразу: "Eh, Jock; see to mun's moo', rayther!—Blessed if he bean't foamin' like Farmer Watson's dog—t' bull pup whot died mad o' the hydropathics." Поскольку здесь девонширский диалект, то покопавшись нашёл, что mun=man, een=eyes, moo=mouth - получилось примерно так: "Э, Джок, глянь, а пасть у мужика, да! Блаженный, видать. Смотри-ка — пена из неё. В точь, как у той собаки фермера Ватсона, щенка бульдога, что сдох от бешенства или гидропатии какой-то." Это 1883 год рассказ "Победный (или роковой) выстрел". Действие происходит примерно в 1880-1881 г. По известной хронологии жизни Ватсона, 1881 - год встречи с Холмсом. То есть получается, что фермер Ватсон - отец нашего Ватсона. А сам Ватсон собираясь перехать на Бейкер-стрит ещё не знает, что его щенок бульдога сдох от бешенства. Понятно, почему он больше не упоминается... А вы говорите - характер вспыльчивый... В русских переводах почему-то щенка бульдога не упоминают - просто собачка сдохла... И вообще, этот рассказ некий холмсолюб Джеймс О'Лири считает своеобразной разминкой перед Холмсом и видит в нём множество связей с Каноном. Вот такая статейка - Canonical Connections in Conan Doyle's «The Winning Shot» by James C. O'Leary (February 12, 2015). Желающие могут найти.

LaBishop: Bimbashi пишет: В точь, как у той собаки фермера Ватсона, щенка бульдога, что сдох от бешенства или гидропатии какой-то По моим ощущениям обычного человека, ни разу не редактора, "гидропатия какая-то" здесь как-то не в тему звучит

Bimbashi: Да, не звучит... Но - фермеры-то малограмотные (а это они говорят), да ещё диалект. И так у автора. А как ещё передать малограмотную речь на девонширском. Если есть предложения - давайте. Ведь пастиши-то пишите. Может быть у вас лучше получится. И что по теме? Щенок-то был, всё-таки! И был у Ватсона!

Atlas: Гидропатия — это лечение болезней водой, а устаревшее название бешенства — гидрофобия, см.: (https://en.wikipedia.org/wiki/Rabies#Hydrophobia). Похоже АКД здесь играет словами. Ватсон около 1880-1881-го года прибывает в Плимут, но сетует, что «В Англии у меня не было ни близких друзей, ни родни», а тут вдруг отец-фермер, да еще с бешеной псиной? Конечно, он мог о нем позабыть, как полагается в мыльных сериалах? Скажем употреблял обезболивающие, столовался в пабах... Или этот бульдоголюб внезапно приехал инкогнито в Англию, чтобы сделать сыночку сюрприз — пришел к нему в гостиницу и говорит — ты, Джонни, такой вредный был потому что у тебя собаки не было... Вот доктор и рванул искать новую квартиру...

Рени Алдер: Atlas пишет: устаревшее название бешенства — гидрофобия Неязыколомательное название гидрофобии - водобоязнь. Но тоже вряд ли подойдёт для речи малограмотного фермера. В общем, посоветовать переводчику мне нечего. На поверхности решение не лежит, а думать глубоко мне лень; я сегодня только глупостями занимаюсь, у меня суббота. Может, надо поискать в области "обезвоживания" что-то - чтоб уж совсем масло масляное не получалось (т.к. водобоязнь - один из симптомов бешенства), но слово "гидропатия" для русского уха, безусловно, звучит очень странно - и потому неуместно в тексте в обычной речи обычного фермера.

агидель: А как вы употребляете трость?

Рени Алдер: Какой занятный вьюнош! Щас глянула - семь тысяч подписчиков, не так уж и плохо. Не самое плохое для них времяпрепровождение :)

агидель: Рени Алдер пишет: Щас глянула - семь тысяч подписчиков Одна из них - я

Алек-Morse: агидель пишет: А как вы употребляете трость? Молодец парень. Казалось бы, ничего особенно не сделал. Но сделал просто и талантливо.

kalash: Один перевод делали в годы господства Руки Рынка. Читал по этому поводу, что для скорейшего перевода и издания, книгу разрывали на части и давали куски разным людям переводить. Результат примерно как на видео. Потом наступил тоталитаризм и цензура с ГУЛАГом и появился второй вариант из видео. Если стоит выбор между хорошим переводом и расстрелом на лесоповале, приходилось переводить усердно...

Atlas: Мариупольцы по-русски сожалеют: «Артур Конан Дойл у нас есть только на русском». Библиотечные страдания.



полная версия страницы