Форум » Холмсовсячина » О переводах и переводящих (бумагу) (продолжение) » Ответить

О переводах и переводящих (бумагу) (продолжение)

maut: ПРошу прощения, если тема уже была. Честно не нашел. Да и не припоминаю что-то. Предлагаю обсуждать здесь разные переводы Артура нашего Конан Дойла, в первую голову, естессно ШХ. Вот например, только что совершенно неожиданно получил подарок - небольшой сборник произведений АКД с иллюстрациями Л. Козлова. Помимо прочего в сборник входит Этюд в багровых тонах в новом переводе(хотя возмодно я просто с ним не сталкивался) И. Дорониной. Только начал читать.Вначале о плюсах - более-менее грамотно переведены бытовые детали вроде альбертианской цепочки для часов и ольстера. Сделаны отличные(на мой взгляд ) примечания. Теперь о плохом. Господа присяжные заседатели, я не знаю что это, но почему-то злосчастный щенок бульдога умудрился перкочевать и в этот перевод. Идем далее. Корабельный табак(он же, если не ошибаюсь шег). превратился (слабонервным не читать!) в матросскую махорку. Еще приколола фраза Ватсона по поводу тайны, окружающей Холмса: "Это очень пикантно". Еще прикол: Холмс говорит Ватсону перед приходом старухи: "Сюжет(!) сгущается" Подобного разбросано очень много по тексту. Я пока лишь бегло поглядел, это то что бросилось в глазаа. Да, и еще. Может не ляп, но забавно. Фраза Холмса о чердаке: "мозг представляет собой изначально маленькую пустую мансарду... дурак тащит туда всякую деревяшку, какая встретится ему на пути". Не знаю почему, но с этой фразы я долго смеялся - представил себе как Холмс впихивает себе в мозг деревяшки В общем поека вроде все. Комментарии и добавления приветствуются.

Ответов - 162 новых, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

safomin25: Михаил Гуревич пишет: Наш Армен Борисович чемпион А вот и нет. Из ныне здравствующих - наш Юрий Владимирович Назаров (сведения из сводной таблицы журнала "Искуство кино") - главные роли, эпизоды и роли второго плана.

Ashka: Михаил Гуревич пишет: Наш Армен Борисович чемпион Помню, у Гафта была эпиграмма: "Гораздо меньше на Земле армян, Чем фильмов, где сыграл Джигарханян". safomin25 пишет: Из ныне здравствующих - наш Юрий Владимирович Назаров А вот это неожиданно.

maut: У Джигарханяна более 250 киноработ, у Назарова - более 200. (Данные из википедии). Хотя возможно. уже и обогнал - википедия - тот еще ресурс.


Михаил Гуревич: Когда-то и холмсоактёр Куравлёв был лидером - учитывая роли в "Фитилях". Назаров собирался на пенсию уходить - ну, вроде всё равно снимается? Джигарханян-то точно сейчас снимается больше. Они, кстати, все ровесники.

Alexander Orlov: Во "Втором пятне" Лестрейд говорит: "Ваше счастье, приятель, что ничего не пропало, а то вам пришлось бы худо." В оригинале это звучит так: "It's lucky for you, my man, that nothing is missing, or you would find yourself in Queer Street." ("... а то бы вы попали на Queer Street") На Queer Street находились суды по делам о банкротствах. Но юмор в том, что queer - это то же самое, что гораздо более популярное сейчас слово gay.

Alexander Orlov: Вспомнилось по поводу розысков нашего первого и последнего киноВатсона. "Ну, а вы в чем можете покаяться? Пока мы еще не поселились вместе, хорошо бы узнать друг о друге самое худшее. Меня рассмешил этот взаимный допрос. - У меня есть щенок-бульдог, - сказал я, - и я не выношу никакого шума, потому что у меня расстроены нервы." "What have you to confess now? It's just as well for two fellows to know the worst of one another before they begin to live together." I laughed at this cross-examination. "I keep a bull pup," I said, "and I object to rows because my nerves are shaken." Сейчас как раз на HOUNDS-L обсуждается, что такое bull pup: 1) щенок бульдога, 2) вспыльчивый характер или 3) револьвер определенной системы? Дискуссию в темах о переводах и о странностях читал. Статью, которую советует Светозар Чернов - http://www.nashvillescholars.net/pdfiles/2003/PDsept03.htm - найти уже не могу, нашел только упоминания о ней. Тут и носители языка до сих пор спорят. Так как сразу же за этим упоминаются нервы, думаю, что речь идет о характере.

Alexander Orlov: Одна вечно возбужденная дама из Старого Оскола пишет на форуме kino-teatr.ru: "А Вы произведения о Шерлоке Холмсе на английском языке читали или бездарную убогую переводику на русском?! А то получается два совершенно разных характера :))))))))))))))) В одном рассказе выкинули два абзаца, ДВА! В рассказе "Скандал в Богемии" - Вы помните о кольце Короля в виде змеи, что он дарил Холмсу (между прочим, мотив змеи и в названии адреса и имени виллы Ирен) - можете не вспоминать в русском переводе его нет! :)), равно как и сатуратора и "чемоданчика для поднятия духа". Тоже самое можно сказать и о характере - например, то, что Шерлок называет Ирен "прелестницей", приводя этим в бешенство Короля или "изысканным лакомством под шляпкой" в разговоре с Уотсоном, что характеризует его отношение к женщинам, как знатока в этой области :)) еt cetera ... еt cetera :)) - я могу продолжать бесконечно по всем рассказам и повестям о Шерлоке ;)) И это не проблема языка, а проблема КАЧЕСТВА перевода! :))"

Palmer: Alexander Orlov пишет: а проблема КАЧЕСТВА перевода! Эта проблема есть везде сейчас. Рыночные отношения, переводчики часто не вникают в суть книги, а тупо нацелены быстро перевести и получить гонорар, особенно всякие "фрилансеры". Для качественного перевода важно, чтобы переводчик сам был увлечен литературой, которую он переводит. Даже неправильное слово в предложении может поменять смысл или просто впечатление от описания чего-либо/кого-либо. Если бы того же Холмса переводил холмсонавт, плюс знаток истории викторианской Англии, все было бы максимально близко к оригиналу. Может даже чуть живее самого оригинала.

Рени Алдер: Palmer пишет: Если бы того же Холмса переводил холмсонавт, плюс знаток истории викторианской Англии, все было бы максимально близко к оригиналу. Вы не поверите, но "максимальная близость к оригиналу" - отнюдь не главное необходимое качество хорошего перевода Так что помимо холмсанутости и историчности не помешают и талант с умением :)

Alexander Orlov: http://akula-dolly.livejournal.com/326646.html ПЕСТРАЯ БАНДА Разсказъ А. КОНЭНЪ ДОЙЛЯ с английскаго .... ...Для меня не было высшего наслаждения, как присутствовать во время приемов Гольмса и наблюдать с восхищением, как быстро, умно и проницательно он разрешал темные проблемы запутанных и таинственных дел. Я быстро оделся и через несколько секунд вместе с моим другом спустился в гостиную. Лэди, одетая в черном и закрытая густым вуалем, сидела у окна гостиной. При нашем входе она встала. — Доброго утра, мадам! — весело приветствовал ее Гольмс. — Меня зовут Шерлок Гольмс. А это мой близкий друг и товарищ — доктор Уатсон. Можете говорить при нем совершенно свободно. А! отлично! М-рисс Гудсон позаботилась затопить камин. Пожалуйста придвиньтесь ближе к огню, и я прикажу подать вам горячего кофе, потому что вы дрожите, как в лихорадке. — Я дрожу не от холода, — тихо промолвила лэди и пересела ближе к огню. ........ Нашему взору предстало необычайное зрелище. На столе стоял потайной фонарь и яркая полоса света падала из него прямо на несгораемый шкаф, дверца которого была отворена настежь. За этим столом на деревянном стуле сидел доктор Гримсби Ройллот, одетый в серый халат, из-под которого торчали его голые ноги в красных турецких туфлях. На коленях у него лежала короткая палка с плетью на конце, которую мы заметили днем, при осмотре. Его подбородок был приподнят, и ужасный застывший взор его глаз был прикован к потолку. На лбу у него была странная, желтая с темными пятнами повязка, которая туго обвивала его голову. Когда мы вошли, он не сделал никакого движения, не издал ни звука. — Банда! Пестрая банда! — выразительно прошептал Голмс. Я сделал шаг вперед. В то же мгновение странная повязка на голове доктора начала шевелиться, и среди волос показалась вздутая шея и приплюснутая голова отвратительной змеи. — Это болотная эхидна! — вскричал Гольмс... Из комментариев: "У меня есть "Красным по белому" ("Этюд в багровых тонах"), издания начала 20 века. Там, что интересно, даже денежные эквиваленты переведены по курсу рубля. Т.е. фраза, например, "он получал содержания 30 фунтов стерлингов в год" переведено как "он получал жалованье 65 рублей в год". )) ... У меня, кстати, не Гольмс, а Хольмс. Видимо, каждый изголялся как мог."

Элейн: Alexander Orlov, "болотная эхидна" повеселила больше всего.

Алек-Morse: Alexander Orlov пишет: ПЕСТРАЯ БАНДА Знатная такая банда Элейн пишет: "болотная эхидна" повеселила больше всего Характер у неё такой, эхидный.

Alexander Orlov: Ехидна скорее похожа на собаку, чем на змею. А болотная - значит, с болот Дартмура. Целиком перевод - на http://az.lib.ru/d/dojlx_a_k/text_1892_the_spotted_band.shtml Первое произведение о Шерлоке Холмсе, переведенное на русский язык. Источник: 1893 -- ж. "Звезда" (СПб.: П. П. Сойкин) NoNo 50(12.12), с.994-997, No 51(19.12), с.1014-1019, No 52(26.12), с.1037-1039 Без указания переводчика. Аннотация: The Spotted Band

maut: Alexander Orlov пишет: Из комментариев: "У меня есть "Красным по белому" ("Этюд в багровых тонах"), издания начала 20 века. Там, что интересно, даже денежные эквиваленты переведены по курсу рубля. Т.е. фраза, например, "он получал содержания 30 фунтов стерлингов в год" переведено как "он получал жалованье 65 рублей в год". )) ... У меня, кстати, не Гольмс, а Хольмс. Видимо, каждый изголялся как мог." Ага, есть такая буква. переводчик Облеухов. Но в моем издании не Хольмсъ а Холмсъ

Alexander Orlov: Теме про М. П. Волошинову, переводившую то, что было первым в России (и, скорее всего, в мире) многотомным собранием сочинений АКД, место здесь. Начало темы: http://221b.borda.ru/?1-15-0-00000098-000-10001-0#142 http://221b.borda.ru/?1-15-0-00000098-000-10001-0#143 Там данные по М. П. Волошиновой 1901 и 1912 гг. Еще найдены данные таких годов: 1895 http://www.litera-ru.ru/knigi/vp1895/pages/024_Peterburg1895.htm Волошинова Мар. Пав. Мясная [?] 3-54 1912 http://www.litera-ru.ru/knigi/vp1912/pages/087_Peterburg1912.htm Волошинова Мар. Пав. вд. сс. 5 Рождественск., 10 Волошинова Инна Ипп. дч. сс. Алексеевская, 18 Волошинов Виктор Иппол., кс. 5 Рождественск., 10, 2 муж. 4 кл. гор. уч.; Охт. общ. коммерч. уч. Теперь можно примерно понять года замужества и рождения детей. Но что с фамилией - Волошинова: девичья или по мужу - непонятно.

Alexander Orlov: О переводе "Долины страха" в недавнем шикарном издании Долины с Собакой ("Миллиорк"). ​Первоначальный перевод "Долины страха" был выполнен Инной Максимовной Бернштейн в 2006 году по заказу Георгия Пилиева. В 2008 году он был опубликован в ж-ле "Иностранная литература" (№ 1). Взяв за основу этот перевод, Пилиев произвёл контрольное редактирование, т.е. построчную сверку с оригиналом, что вылилось в работу в течение примерно года, в результате которой появился, в общем-то, новый перевод. Тем не менее, в книге указаны два переводчика: И. Бернштейн и Г. Пилиев. Литературное редактирование сделано Пилиевым. Было бы интересно, если бы кто-то взялся сравнить два текста: журнального (ИЛ) и "финского" издания.

Рени Алдер: "О грустном" Хорошая статья о переводах от человека, который "в теме". Кстати, замечательно объясняет, что такое "плохой перевод". Почитать этого Гарднера, что ли...

maut: Если человек считает КистяМура хорошим переводом то его мнение меня не волнует. Вот ни на полмиллиметра. А за наезды на советскую школу переводчиков вообще надо к стенке ставить. Из чисто гуманных соображений - чтоб не занимали чужое место, неучи. У нас была лучшая школа перевода. Не без недостатков - но объективно лучшая. Да, в мире. И гениальные Дарузес, Маршак, Заходер, Чуковский, Нора Галь, Галина Усова, Щепкина-Куперник, Давид Самойлов, Пастернак в конце концов и еще и еще. Это только первое что всплыло. И ничего лучше с тех пор не стало. Зато народились умники, которым важнее какого рода Багира, чем реально хороший перевод. И смеют называть себя переводчиками. Тьфу. К сожалению мы падаем в пропасть, и долго будем еще потешаться над ляпами "переводчиков", которые мнят о себе.

Рени Алдер: maut пишет: А за наезды на советскую школу переводчиков Он не наезжал на советскую школу переводчиков. Он наехал на одну конкретную переводчицу - вернее, даже не так: на один конкретный перевод одной конкретной переводчицы. Или Вы всерьёз считаете, что принадлежность к Советской Школе Перевода (равно как и к любой другой школе) автоматически делает человека гениальным и неприкасаемым? :) примечание: я ровным счётом ничего не знаю об этой книге и об этом переводе; может быть, автор и ошибается. А может быть, и нет. Дело-то не в этом. Мне в статье понравилось убедительное - на пальцах - доказательство того, что рынком хорошие переводы вовсе и отнюдь не востребованы. А то всё "люди поймут и отвернутся", "продаж не будет", "издательства прогорят" и прочая прекраснодушная чушь. И второе, что мне понравилось, так это развенчание мифа, что "хороший перевод" = "точный перевод". На самом деле, точность для хорошего перевода условие необходимое, но отнюдь не достаточное. Перевод может быть абсолютно точным - и при этом абсолютно ужасным. maut пишет: Если человек считает КистяМура хорошим переводом Эммм... Кистямура - это что-то по поводу Толки(е)на? Я тут не в теме, но отголоски властелинских холиваров ухом ловила :))

Сирано: Рени Алдер пишет: Кистямура - это что-то по поводу Толки(е)на? Именно так, сударыня. Кистяковский-Муравьев. Прославились почти полной русификацией имен и топонимов в эпопее Профессора.



полная версия страницы